Обязанности и ответственность водителя

В соответствии с приказом Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года водители транспортных средств обязаны:

  1. перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
  2. осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);
  3. изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
  4. по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
  5. осуществлять вывод на печать информации;
  6. не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
  7. не извлекать карту во время движения транспортного средства;
  8. не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
  9. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
  1. осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
  2. использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
  3. использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
  4. использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
  5. блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
  6. уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.

В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в организацию, выдающую карты, с заявлением о выдаче новой карты.

Внимание! Управление ТС без карты водителя вне зависимости от причин ее отсутствия (сломалась, потерял, находится в гарантийном ремонте и пр.) является нарушением, влекущим наступление ответственности, предусмотренной статьей 11.23 КоАП РФ. 

Ответственность. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа: 

- на граждан от 1 тысячи до 3 тысяч рублей;

- на должностных лиц от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Режим рабочего времени водителя регламентируется Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утвержденного приказом Минтранса РФ № 15 от 20 августа 2004 года.

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.